Совместный проектpartners
Назад
Искусство и дизайн
Как арт-группа «Мемфис» повлияла на современный дизайн
Вся история итальянского дизайна — это борьба за цвет во всем мире, за свободу от правил и высокомерия, за художественную ценность обыкновенных предметов, которые не принято замечать. Одной из самых ярких страниц этой борьбы стало движение «Мемфис», которое просуществовало меньше десятилетия, но оставило глубокий след на долгие годы, и по сей день вдохновляет самых отчаянных дизайнеров на подвиги.
Начиная с 30-х годов XX века мир захватила немецкая архитектурная школа. Стиль Баухаус был символом хорошего вкуса, и дизайнеры повсеместно отказались от всего, что могло выглядеть недостаточно строгим и серьезным. Предметы были функциональны, просты, девизом стал призыв архитектора Миса Ван дер Рое «меньше — значит больше». Уже в середине 60-х годов зародился протест против скучной утилитарности промдизайна и первыми взбунтовались, конечно, итальянцы. Серьезный отпор «хорошему вкусу» дизайнеры дали только в 80-х. Этторе Соттсасс, 60-летний основатель революционного движения «Мемфис», был человеком уходящего поколения.
gettyimages.com
Он родился в 1917 году, прошел Вторую Мировую войну, побывал в концентрационном лагере, откуда сумел выбраться только благодаря знанию немецкого языка, вернулся в Милан и основал собственную студию в 1948-м. Соттсасс проектировал мебель и канцтовары для офисов. В 1960-е он путешествовал, пробовал себя в журналистике, продолжая проектировать потребительские товары для различных итальянских фабрик, а в начале 80-х заскучал и задумал переворот. Война против «хорошего вкуса» началась в декабре 1980-го года с дружеской попойки в Милане, где Этторе Соттсасс собрал молодых, талантливых и бесстрашных коллег — без репутации и прошлого — на долгий ночной разговор. Там Соттсасс и поднял волнующую его тему: «дизайн стал скучным, в окружающем нас мире нет цвета, кроме серого, меньше — значит еще меньше! Нет смысла продолжать делать то, что мы делаем». Дизайнера поддержали все пришедшие на вечеринку.
Началось бурное обсуждение новых возможностей, незыблемые законы Баухауса были подвергнуты сомнению. «Форма подчиняется функции? Нет, больше не подчиняется! Минимализм — признак хорошего вкуса? Хороший вкус — это скучно и банально!» Дизайнеры вспоминали искусство поп-арта и китч 1950-х. Не нужно много смелости, чтобы придумать очередной черный стул классических пропорций, другое дело — выбрать яркие цвета и смешать их в спорную конструкцию, которая никого не оставит равнодушным. «Пусть ругают, пусть спорят», — говорили дизайнеры. «Мы устали от равнодушия и функциональности, мы хотим играть и дурачиться, хотим, чтобы наши проекты были не просто полезны и эргономичны, но и поднимали людям настроение».
От теории немедленно перешли к практике. Постановили создать коллекцию, которая будет отличаться от всего, что нравится сегодняшней публике. На создание первой коллекции Соттсасс дал дизайнерам один год. Так появилась итальянская группа «Мемфис» — одно из самых влиятельных промдизайнерских объединений в мире. Дизайнеры получили свободу не меньшую чем та, что была у художников. Во время той судьбоносной встречи, звучала песня Боба Дилана “Stuck inside of Mobile with the Memphis Blues Again”, поставленная на повтор. Она и стала своеобразным гимном группе. Спустя год, сразу же после показа новой коллекции на Миланской выставке Salone del Mobile, направление, как ураган, унесло все, что ранее считалось модным промдизайном. Другие материалы, поверхности, цвета и формы взорвали представления о стиле. Дизайнеры легко смешивали дорогой мрамор с дешевым пластиком и листовым металлом. Предметы мебели напоминали яркие детские конструкторы со множеством лишних деталей, а офисные и кухонные аксессуары — пластиковые игрушки. Всего в коллекцию вошло сорок предметов. Новое направление было таким ярким и странным, что игнорировать его было невозможно. В 1986-м «Мемфис» захватил весь мир. На американской выставке «High Point» молодые дизайнеры произвели фурор. «При всей своей яркости «Мемфис» не был агрессивен, как не были агрессивны в свое время хиппи. И также как они, мы не столько боролись, сколько искали иной способ жить», — отмечал Этторе Соттсасс в интервью для книги «Мастера дизайна» в 2005 году.
gettyimages.com
Несмотря на то, что большая часть предметов, созданных дизайнерами в рамках движения «Мемфис», продавалась плохо, а некоторые объекты и вовсе производились в единственном экземпляре, практически всех участников группы впереди ждал огромный успех. Имена Алессандро Мендини, Микеле де Лукки, Маттео Туна до сих пор не сходят со страниц журналов о дизайне. Группа просуществовала всего шесть лет, с 1981 по 1988 год, но оказала мощное влияние не только на все дальнейшее развитие итальянского дизайна, но и на историю моды. Философией «Мемфиса» вдохновлялись дизайнеры таких брендов как Christian Dior, Missoni и Karl Lagerfeld. Этторе Соттсасс решил, что существование «Мемфиса» не имеет смысла, так как все вокруг стало таким же ярким и безумным, как то, что делали дизайнеры «Мемфиса». Протест закончился удачей и перестал быть протестом. Интересная игра была закончена для Этторе Соттсасса. «Мемфис — уже история. Мы больше не движение, мы просто друзья, которые несколько лет мечтали вместе», — говорил Соттсас в конце 1980-х.
Сегодня призывы к нейтральному, лаконичному дизайну стали нормой. «Белый — новый черный», «серый — новый белый», в интерьерах царствует старый добрый «хороший вкус», а значит, где-то уже зарождается протест, который рано или поздно, обязательно приведет к новой революции. Прошедшей осенью темой Парижской дизайнерской выставки Maison&Objet стала игра. Стенды загромоздили странными предметами, фактурами и орнаментами, жилой интерьер превратился в дом, «в котором играют в игры». Дизайнеры понимающе переглядывались и шептались о том, как скоро весь мир снова заполонят «эти вызывающие штуковины в стиле «Мемфиса».

Статьи

Отдых

Островной отдых: как спланировать идеальный отпуск

Читать
Стиль и красота

Чем «барберии» отличаются от «барбершопов»

Читать
Отдых

Лучшие виды из отелей в Италии

Читать
Все статьи